положение о методической службе

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о методической службе (далее – Положение) разработано
для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Центр развития ребенка-детский сад № 24 «Улыбка» (далее - ДОУ).
1.2. Нормативной основой для разработки Положения являются:
 Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 приказ
Минобрнауки от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н «О внесении изменений
в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)»;
 государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в редакции от
01.12.2022г);
 Порядок проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденный приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462;
 приказ
Минобрнауки от 10.12.2013
№ 1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию»;
 Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской
Федерации;
 Концепция
региональной
системы
научно-методического
сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических
работников и управленческих кадров Пермского края от 10.06.2022 №26-01-06545 (О внесении изменений приказ Министерства образования и науки
Пермского края от 10 июня 2022 г. № 26-01-06- 545 «Об утверждении
Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и
обеспечения профессионального развития педагогических работников и
управленческих кадров Пермского края» от 10.04.2023 №26-01-06-317);
 Положение о муниципальных механизмах управления системой
мониторинга качества дошкольного образования в Чайковском городском
округе, утвержденное приказом Управления образования от 31.08.2022г № 0701-05-411;
 Методические рекомендации по разработке и внедрению системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных
организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21
декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций»)
 Положение о методической службе для дошкольных образовательных
организаций, утвержденное приказом Управления образования от 06.12.2023 г.
№ 07-01-05-703
 Устав ДОУ;

нормативные локальные акты ДОУ.
1.2. Положение определяет цели, задачи, принципы, направления,
содержание и формы организации методической работы, а также
регламентирует права, обязанности участников методической работы и ведение
документации в ДОУ.
1.3.Методическая работа планируется и осуществляется исходя из целей и
задач развития ДОУ с учетом индивидуальных интересов и возможностей
педагогических работников и управленческих кадров.
1.4. Положение принимается на заседании педагогического совета и
утверждается руководителем ДОУ.
1.5. Действие настоящего Примерного положения распространяется на
всех педагогических и руководящих работников ДОУ.
1.6.Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения
руководителем ДОУ и действует до принятия нового положения.


2. Цели, задачи, принципы и направления деятельности методической
службы ДОУ
Методическая служба ДОУ организует и проводит комплекс мероприятий,
направленных
на
всестороннее
повышение
компетентности
и
профессионального мастерства педагогических работников.
2.1. Цель методической службы ДОУ обеспечение условий для эффективной организации образовательной
деятельности на основе непрерывного профессионального развития и
повышения профессионального мастерства педагогических работников в целях
достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся.
2.2. Задачи методической службы:
 выявление и устранение профессиональных дефицитов на основе
построения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических
работников;
 анализ/самоанализ профессиональной деятельности
педагогических
работников в соответствии с темами самообразования, предупреждение и
преодоление недостатков и затруднений в их деятельности, выработка путей
решения педагогических проблем и затруднений;
 своевременное и оперативное определение по запросам педагогических
работников проблем развития и функционирования ДОУ;
 ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и
практики, с новыми педагогическими технологиями, наиболее эффективными
способами организации
образовательной деятельности, внедрение в
деятельность ДОУ лучших педагогических практик;
 сопровождение педагогов, нуждающихся в методической поддержке;
 анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения
образовательного процесса,
 повышение качества и проведения занятий на основе планового
посещения занятий и их анализа;
 организация «горизонтального» обучения педагогов в рамках ДОУ, и
внутри профессиональных сообществ, межмуниципальных взаимодействий;

создание педагогическими работниками собственных методических
продуктов (методическое пособие, методические рекомендации, разработка,
образовательная программа и др.);
 сопровождение педагогов для участия в конкурсах разного уровня с
целью
трансляции
педагогического
опыта
и
совершенствования
профессионального мастерства.
2.3. Деятельность методической службы ДОУ строится с опорой на
общие принципы развития образования в России:
 принцип построения эффективного управления профессиональным
развитием, основанным на анализе образовательных результатов обучающихся,
профессиональных компетенций педагогов и руководителей, проектировании
адекватных
средств
устранения
дефицитов,
контроле
реализации
управленческих решений и их эффективности: уровень профессионального
развития педагога и руководителя.
 принцип учета региональной, муниципальной, институциональной
специфики и персонификации: для обеспечения развития образования,
являющегося, в первую очередь, самоорганизующейся системой, необходимо
учитывать специфику каждого из ее уровней;
 принципы вариативности и открытости: система обеспечения
профессионального развития должна учитывать разность профессиональных
позиций, профессионально-образовательных интересов и предпочтений
педагогов и руководителей образовательных организаций (система должна
предлагать возможность осуществления профессионального роста за счет
использования ресурсов различных уровней, разных форм, содержания и
методов деятельности);
 принцип построения горизонтальных связей, горизонтальных форм
поддержки профессионального развития, в т.ч. обучения и взаимообучения:
развитие
образовательных
инновационно-методических
сетей
и
профессиональных сообществ.
Деятельность методической службы ДОУ направлена на решение
проблем, актуальных для коллектива педагогических работников и
выстраивается на взаимном доверии, ответственности и равноправия
педагогических работников.
2.4. Направления методической работы в образовательной организации:
Контрольно-аналитическая деятельность:
 мониторинг
профессиональных и информационных потребностей
педагогических работников ДОУ;
 выявление затруднений педагогических работников дидактического
и методического характера;
 выявление
уровня соответствия деятельности, осуществляемой
педагогическими
работниками
ДОУ,
требованиям
федерального
и регионального законодательства, локальных актов ДОУ;
 проведение контрольных мероприятий, направленных на развитие
методической деятельности ДОУ;
 сбор
и обработка информации о результатах образовательной
деятельности педагогических работников ДОУ;


изучение, обобщение и распространение педагогического опыта
педагогических работников ДОУ;
 изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности
(методической работы), определение направлений ее совершенствования;
 контроль и диагностика педагогической деятельности.
Информационная деятельность:
 формирование
банка педагогической информации: нормативноправовой, научно-методической, методической и др.;
 изучение нормативных правовых документов;
 ознакомление
педагогических
работников
ДОУ
с новинками
педагогической,
психологической,
методической
и научно-популярной
литературы.
Организационно-методическая деятельность:
 изучение
запросов,
методическое
сопровождение
и оказание
практической помощи молодым специалистам, педагогическим работникам
в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период;
 методическое сопровождение педагогических работников, имеющих
профессиональные дефициты и затруднения, разработка индивидуального
образовательного маршрута;
 прогнозирование,
планирование
и организация
повышения
квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников
ДОУ,
оказание
им информационно-методической
помощи
в рамках
непрерывного образования;
 организация
и проведение
внутрикорпоративных
мероприятий
по повышению квалификации и распространению передового опыта: мастерклассов, семинаров-практикумов, конкурсов;
 участие в разработке программы развития ДОУ;
 методическое
сопровождение подготовки педагогов к участию
в конкурсах профессионального мастерства.
Консультационная деятельность:
 организация консультационной работы для педагогических работников
ДОУ на групповой и индивидуальной основе;
 разработка методических рекомендаций, шаблонов документов для
педагогических
работников
с целью
повышения
эффективности
и результативности их труда, роста профессионального мастерства.


3. Организация методической работы в ДОУ
Методическая работа в ДОУ осуществляется в виде коллективной и
индивидуальной деятельности педагогических работников.
Участие в методической деятельности обязательно для всех
педагогических работников и является частью их педагогической деятельности.
Исходя из своих интересов, целей развития и возможностей,
общеобразовательная организация формирует свою модель методической
службы.
Общее руководство методической службой ДОУ осуществляет

руководитель ДОУ.
3.1. Основными элементами структуры методической службы являются:
педагогический
совет,
методический
(научно-методический)
совет,
методические объединения педагогических работников (проблемно-творческие
группы, профессиональные педагогические сообщества, «пары» педагогов,
объединенных на разных основаниях и др.)
3.1.1. Педагогический совет является постоянно действующим органом
управления ДОУ для рассмотрения основных вопросов образовательной
деятельности, в том числе методической работы ДОУ.
Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с
Уставом ДОУ и рассматривает вопросы реализации образовательной
деятельности (содержание образовательных программ, утверждение программ,
результаты педагогической диагностики, мониторингов и т.п.), анализирует
состояние образовательной деятельности, определяет стратегию развития ДОУ,
направления экспериментальной и инновационной деятельности.
3.1.2. Методический
совет
является
постоянно
действующим
коллегиальным органом, объединяющим наиболее квалифицированных
педагогических работников ДОУ в целях осуществления руководства
методической (научно-методической) деятельностью.
3.1.3. Методическое объединение педагогических работников является
постоянно действующей формой решения задач и проблем образовательной
деятельности и создается из числа педагогов, совершенствующих методическое
и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения
современных требований к обучению и воспитанию обучающихся.
3.2. Содержание методической работы в ДОУ определяется в
соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.
Методическая служба ДОУ выбирает тему методической работы,
представляет ее педагогическому коллективу. Тема, цель, задачи по ее
достижению, а также ожидаемые результаты обсуждаются и утверждаются на
заседании педагогического совета коллегиально.
Далее осуществляется формирование планов методической работы
(дорожных карт, планов-графиков) ДОУ по основным направлениям
деятельности (Приложение 1).
При планировании методической работы ДОУ использует разнообразные
методы: мозговой штурм, кластеризация, мировое кафе, технология открытого
пространства и др., а также игровые техники, позволяющие эффективно
организовать групповое обсуждение, проанализировать проблемы, принять
правильные решения.
Представители методической службы ДОУ совместно с представителями
МБУ «Центр развития образования города Чайковского» организуют
взаимодействие для достижения качественных результатов методической
работы по реализации поставленных задач.
3.3. Методическая работа в ДОУ осуществляется посредством
образовательного сотрудничества с использованием различных вариантов
«горизонтального» обучения и таких форм организации методической работы,
как научно-практические конференции, педагогические чтения, круглые столы,

проблемные семинары, мастер-классы и практикумы, школа педагогического
опыта, школа наставничества, школа молодого педагога, педагогическая
мастерская, конкурсы и другие.
3.4. Использование цифрового образовательного контента и сервисов в
методической работе ДОУ.
Для формирования цифровой образовательной среды ДОУ создаются
условия в соответствии с Положением "Об использовании информационнокоммуникационной образовательной платформы "Сферум" при осуществлении
образовательной деятельности в ДОО».
Информация о деятельности методической службы размещается на сайте
общеобразовательной организации.
4.

Участники методической работы

4.1. Основными участниками методической работы ДОУ являются:
 педагогические работники;
 руководители методических объединений педагогических работников;
 администрация образовательной организации и др.
4.2. Права участников методической работы.
4.2.1. Педагогические работники имеют право:
 работать по собственным методикам, технологиям, программам (если
таковые обсуждены на заседании методического объединения педагогических
работников и допущены к использованию решением педагогического совета
общеобразовательной организации);
 разрабатывать методические программы, технологии, приемы и способы
работы с обучающимися;
 участвовать в выборах руководителя методического объединения
педагогических работников;
 участвовать в методической работе ДОУ
 руководитель методического объединения педагогических работников
имеет право:
 вносить предложения руководителю ДОУ о поощрении педагогических
работников, активно участвующих в работе методического объединения
педагогических работников;
 организовывать экспертизу внедрения и реализации методических идей,
новаций, методик, технологий, программ обучения;
 участвовать в подготовке методических мероприятий (семинаров,
конференций, конкурсов, мастер-классов, педагогических мастерских и т.д.).
 участвовать в экспертной оценке деятельности педагогических
работников в ходе аттестации.
4.2.2. Администрация образовательной организации имеет право:
 контролировать
эффективность
деятельности
методических
объединений педагогических работников и других возможных элементов
структуры методической службы общеобразовательной организации;
 стимулировать работу лучших педагогов и педагогического коллектива

в целом.
4.3. Обязанности участников методической работы.
4.3.1. Педагогические работники обязаны:
 анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические
достижения;
 систематически повышать свой профессиональный уровень; проводить
открытые занятия;
 систематически посещать заседания методического объединения
педагогических работников общеобразовательной организации.
4.3.2. Руководитель
методического
объединения
педагогических
работников обязан:
 анализировать деятельность методической работы методического
объединения педагогических работников.
 готовить проекты решений для педагогических и методических советов;
организовывать, планировать и осуществлять деятельность методического
объединения педагогических работников;
 разрабатывать планы работы и графики проведения открытых занятий;
руководить разработкой методических идей, методик, программ, технологий и
вести консультативную работу с отдельными педагогами по вопросам обучения
и воспитания.
4.3.3. Администрация ДОУ обязана:
 создавать благоприятные условия для работы методических
объединений педагогических работников и других возможных элементов
структуры методической службы ДОУ;
 обеспечивать работу методических объединений педагогических
работников необходимым учебно-методическим комплексом;
 оказывать всестороннюю помощь руководителям методических
объединений педагогических работников ДОУ;
 содействовать тиражированию учебно-методических материалов для
организации деятельности методических объединений педагогических
работников;
 утверждать планы работы методических объединений педагогических
работников и других возможных элементов структуры методической службы
ДОУ.
5. Ведение документации по методической работе в ДОУ
5.1. Методическая работа в ДОУ оформляется документально в форме:
 планов методической работы (планов-графиков, дорожных карт) ДОУ,
планов работы методических объединений педагогических работников;
 протоколов методической работы (педагогический совет, методический
(научно-методический) совет, методические объединения педагогических
работников, проблемно-творческие группы, профессиональные педагогические
сообщества, «пары» педагогов, объединенных на разных основаниях и др.);
 планов самообразования педагогов, индивидуальных образовательных

маршрутов педагогов;
 конспектов, технологических карт, разработок лучших методических
мероприятий ДОУ;
 обобщенных материалов о системе работы педагогов ДОУ, материалов
печати по проблемам образования; информации о методических семинарах.
Анализ методической работы, материалы протоколов заседаний
методического совета, методических объединений, отчёты о проделанной работе
используются для принятия управленческих решений, аналитической
деятельности, подготовки публичных докладов, отчета по самообследованию
ДОУ и других документов.

Приложение 1
Примерная форма плана методической работы в ДОУ
Тема методической работы ДОУ
Тема методической работы выбирается педагогическим коллективом на
педагогическом совете коллегиально с учетом изменений в законодательстве об
образовании.
Цели
Цели должны быть реальными, достижимыми и важными для ДОУ
Задачи
Задачи должны быть направлены на достижение поставленной цели. Задач
должно быть не много, чтобы в течение года реализовать мероприятия.
Учитывайте ресурсы ДОУ.. Ставьте конкретные задачи, начинайте их
формулировать словами «разработать», «составить», «построить модель...»
и т.д.
1.
___________________________________________________________
2.
____________________________________________________________
3.
___________________________________________________________
Ожидаемые результаты
Предусмотрите результаты методической работы по реализации
поставленных задач. Каждая задача должна иметь продукт образовательной
деятельности. Предположите, какой результат получится и как он реализует
методическую цель.
1.
2.
3.
Направления деятельности
Определите
основные
направления
методической
работы
по
организационному,
информационному,
методическому
сопровождению
педагогических работников.
1.
Организационное сопровождение:
1.1.
Анализ профессиональных дефицитов педагогических работников;
1.2.
Дополнительное профессиональное образование (повышение
квалификации);
1.3.
Планирование работы методического совета ДОУ;
1.4.
Планирование работы педагогического совета ДОУ;
1.5.
Планирование работы методических объединений (проблемнотворческих групп и т.д.);
1.6 ....................
2.
Информационное сопровождение:
2.1.
Организация сетевого взаимодействия;
2.2.
Организация публикаций передового педагогического опыта;
2.3.
Разработка учебных, научно-методических и дидактических
материалов;

2.4.
...
3.
Методическое сопровождение:
3.1.
Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов;
3.2.
Распространение передового педагогического опыта;
3.3.
Сопровождение молодых педагогов;
3.4.
Методическое сопровождение педагогов в процессе реализации
ФГОС ДО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».