1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о методической службе (далее – Положение) разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка-детский сад № 24 «Улыбка» (далее - ДОУ). 1.2. Нормативной основой для разработки Положения являются: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»; государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в редакции от 01.12.2022г); Порядок проведения самообследования в образовательной организации, утвержденный приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462; приказ Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации; Концепция региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Пермского края от 10.06.2022 №26-01-06545 (О внесении изменений приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10 июня 2022 г. № 26-01-06- 545 «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Пермского края» от 10.04.2023 №26-01-06-317); Положение о муниципальных механизмах управления системой мониторинга качества дошкольного образования в Чайковском городском округе, утвержденное приказом Управления образования от 31.08.2022г № 0701-05-411; Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций») Положение о методической службе для дошкольных образовательных организаций, утвержденное приказом Управления образования от 06.12.2023 г. № 07-01-05-703 Устав ДОУ; нормативные локальные акты ДОУ. 1.2. Положение определяет цели, задачи, принципы, направления, содержание и формы организации методической работы, а также регламентирует права, обязанности участников методической работы и ведение документации в ДОУ. 1.3.Методическая работа планируется и осуществляется исходя из целей и задач развития ДОУ с учетом индивидуальных интересов и возможностей педагогических работников и управленческих кадров. 1.4. Положение принимается на заседании педагогического совета и утверждается руководителем ДОУ. 1.5. Действие настоящего Примерного положения распространяется на всех педагогических и руководящих работников ДОУ. 1.6.Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения руководителем ДОУ и действует до принятия нового положения. 2. Цели, задачи, принципы и направления деятельности методической службы ДОУ Методическая служба ДОУ организует и проводит комплекс мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических работников. 2.1. Цель методической службы ДОУ обеспечение условий для эффективной организации образовательной деятельности на основе непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства педагогических работников в целях достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся. 2.2. Задачи методической службы: выявление и устранение профессиональных дефицитов на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников; анализ/самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с темами самообразования, предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в их деятельности, выработка путей решения педагогических проблем и затруднений; своевременное и оперативное определение по запросам педагогических работников проблем развития и функционирования ДОУ; ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями, наиболее эффективными способами организации образовательной деятельности, внедрение в деятельность ДОУ лучших педагогических практик; сопровождение педагогов, нуждающихся в методической поддержке; анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, повышение качества и проведения занятий на основе планового посещения занятий и их анализа; организация «горизонтального» обучения педагогов в рамках ДОУ, и внутри профессиональных сообществ, межмуниципальных взаимодействий; создание педагогическими работниками собственных методических продуктов (методическое пособие, методические рекомендации, разработка, образовательная программа и др.); сопровождение педагогов для участия в конкурсах разного уровня с целью трансляции педагогического опыта и совершенствования профессионального мастерства. 2.3. Деятельность методической службы ДОУ строится с опорой на общие принципы развития образования в России: принцип построения эффективного управления профессиональным развитием, основанным на анализе образовательных результатов обучающихся, профессиональных компетенций педагогов и руководителей, проектировании адекватных средств устранения дефицитов, контроле реализации управленческих решений и их эффективности: уровень профессионального развития педагога и руководителя. принцип учета региональной, муниципальной, институциональной специфики и персонификации: для обеспечения развития образования, являющегося, в первую очередь, самоорганизующейся системой, необходимо учитывать специфику каждого из ее уровней; принципы вариативности и открытости: система обеспечения профессионального развития должна учитывать разность профессиональных позиций, профессионально-образовательных интересов и предпочтений педагогов и руководителей образовательных организаций (система должна предлагать возможность осуществления профессионального роста за счет использования ресурсов различных уровней, разных форм, содержания и методов деятельности); принцип построения горизонтальных связей, горизонтальных форм поддержки профессионального развития, в т.ч. обучения и взаимообучения: развитие образовательных инновационно-методических сетей и профессиональных сообществ. Деятельность методической службы ДОУ направлена на решение проблем, актуальных для коллектива педагогических работников и выстраивается на взаимном доверии, ответственности и равноправия педагогических работников. 2.4. Направления методической работы в образовательной организации: Контрольно-аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников ДОУ; выявление затруднений педагогических работников дидактического и методического характера; выявление уровня соответствия деятельности, осуществляемой педагогическими работниками ДОУ, требованиям федерального и регионального законодательства, локальных актов ДОУ; проведение контрольных мероприятий, направленных на развитие методической деятельности ДОУ; сбор и обработка информации о результатах образовательной деятельности педагогических работников ДОУ; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта педагогических работников ДОУ; изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы), определение направлений ее совершенствования; контроль и диагностика педагогической деятельности. Информационная деятельность: формирование банка педагогической информации: нормативноправовой, научно-методической, методической и др.; изучение нормативных правовых документов; ознакомление педагогических работников ДОУ с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы. Организационно-методическая деятельность: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период; методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения, разработка индивидуального образовательного маршрута; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников ДОУ, оказание им информационно-методической помощи в рамках непрерывного образования; организация и проведение внутрикорпоративных мероприятий по повышению квалификации и распространению передового опыта: мастерклассов, семинаров-практикумов, конкурсов; участие в разработке программы развития ДОУ; методическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Консультационная деятельность: организация консультационной работы для педагогических работников ДОУ на групповой и индивидуальной основе; разработка методических рекомендаций, шаблонов документов для педагогических работников с целью повышения эффективности и результативности их труда, роста профессионального мастерства. 3. Организация методической работы в ДОУ Методическая работа в ДОУ осуществляется в виде коллективной и индивидуальной деятельности педагогических работников. Участие в методической деятельности обязательно для всех педагогических работников и является частью их педагогической деятельности. Исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, общеобразовательная организация формирует свою модель методической службы. Общее руководство методической службой ДОУ осуществляет руководитель ДОУ. 3.1. Основными элементами структуры методической службы являются: педагогический совет, методический (научно-методический) совет, методические объединения педагогических работников (проблемно-творческие группы, профессиональные педагогические сообщества, «пары» педагогов, объединенных на разных основаниях и др.) 3.1.1. Педагогический совет является постоянно действующим органом управления ДОУ для рассмотрения основных вопросов образовательной деятельности, в том числе методической работы ДОУ. Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом ДОУ и рассматривает вопросы реализации образовательной деятельности (содержание образовательных программ, утверждение программ, результаты педагогической диагностики, мониторингов и т.п.), анализирует состояние образовательной деятельности, определяет стратегию развития ДОУ, направления экспериментальной и инновационной деятельности. 3.1.2. Методический совет является постоянно действующим коллегиальным органом, объединяющим наиболее квалифицированных педагогических работников ДОУ в целях осуществления руководства методической (научно-методической) деятельностью. 3.1.3. Методическое объединение педагогических работников является постоянно действующей формой решения задач и проблем образовательной деятельности и создается из числа педагогов, совершенствующих методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию обучающихся. 3.2. Содержание методической работы в ДОУ определяется в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования. Методическая служба ДОУ выбирает тему методической работы, представляет ее педагогическому коллективу. Тема, цель, задачи по ее достижению, а также ожидаемые результаты обсуждаются и утверждаются на заседании педагогического совета коллегиально. Далее осуществляется формирование планов методической работы (дорожных карт, планов-графиков) ДОУ по основным направлениям деятельности (Приложение 1). При планировании методической работы ДОУ использует разнообразные методы: мозговой штурм, кластеризация, мировое кафе, технология открытого пространства и др., а также игровые техники, позволяющие эффективно организовать групповое обсуждение, проанализировать проблемы, принять правильные решения. Представители методической службы ДОУ совместно с представителями МБУ «Центр развития образования города Чайковского» организуют взаимодействие для достижения качественных результатов методической работы по реализации поставленных задач. 3.3. Методическая работа в ДОУ осуществляется посредством образовательного сотрудничества с использованием различных вариантов «горизонтального» обучения и таких форм организации методической работы, как научно-практические конференции, педагогические чтения, круглые столы, проблемные семинары, мастер-классы и практикумы, школа педагогического опыта, школа наставничества, школа молодого педагога, педагогическая мастерская, конкурсы и другие. 3.4. Использование цифрового образовательного контента и сервисов в методической работе ДОУ. Для формирования цифровой образовательной среды ДОУ создаются условия в соответствии с Положением "Об использовании информационнокоммуникационной образовательной платформы "Сферум" при осуществлении образовательной деятельности в ДОО». Информация о деятельности методической службы размещается на сайте общеобразовательной организации. 4. Участники методической работы 4.1. Основными участниками методической работы ДОУ являются: педагогические работники; руководители методических объединений педагогических работников; администрация образовательной организации и др. 4.2. Права участников методической работы. 4.2.1. Педагогические работники имеют право: работать по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на заседании методического объединения педагогических работников и допущены к использованию решением педагогического совета общеобразовательной организации); разрабатывать методические программы, технологии, приемы и способы работы с обучающимися; участвовать в выборах руководителя методического объединения педагогических работников; участвовать в методической работе ДОУ руководитель методического объединения педагогических работников имеет право: вносить предложения руководителю ДОУ о поощрении педагогических работников, активно участвующих в работе методического объединения педагогических работников; организовывать экспертизу внедрения и реализации методических идей, новаций, методик, технологий, программ обучения; участвовать в подготовке методических мероприятий (семинаров, конференций, конкурсов, мастер-классов, педагогических мастерских и т.д.). участвовать в экспертной оценке деятельности педагогических работников в ходе аттестации. 4.2.2. Администрация образовательной организации имеет право: контролировать эффективность деятельности методических объединений педагогических работников и других возможных элементов структуры методической службы общеобразовательной организации; стимулировать работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом. 4.3. Обязанности участников методической работы. 4.3.1. Педагогические работники обязаны: анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения; систематически повышать свой профессиональный уровень; проводить открытые занятия; систематически посещать заседания методического объединения педагогических работников общеобразовательной организации. 4.3.2. Руководитель методического объединения педагогических работников обязан: анализировать деятельность методической работы методического объединения педагогических работников. готовить проекты решений для педагогических и методических советов; организовывать, планировать и осуществлять деятельность методического объединения педагогических работников; разрабатывать планы работы и графики проведения открытых занятий; руководить разработкой методических идей, методик, программ, технологий и вести консультативную работу с отдельными педагогами по вопросам обучения и воспитания. 4.3.3. Администрация ДОУ обязана: создавать благоприятные условия для работы методических объединений педагогических работников и других возможных элементов структуры методической службы ДОУ; обеспечивать работу методических объединений педагогических работников необходимым учебно-методическим комплексом; оказывать всестороннюю помощь руководителям методических объединений педагогических работников ДОУ; содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности методических объединений педагогических работников; утверждать планы работы методических объединений педагогических работников и других возможных элементов структуры методической службы ДОУ. 5. Ведение документации по методической работе в ДОУ 5.1. Методическая работа в ДОУ оформляется документально в форме: планов методической работы (планов-графиков, дорожных карт) ДОУ, планов работы методических объединений педагогических работников; протоколов методической работы (педагогический совет, методический (научно-методический) совет, методические объединения педагогических работников, проблемно-творческие группы, профессиональные педагогические сообщества, «пары» педагогов, объединенных на разных основаниях и др.); планов самообразования педагогов, индивидуальных образовательных маршрутов педагогов; конспектов, технологических карт, разработок лучших методических мероприятий ДОУ; обобщенных материалов о системе работы педагогов ДОУ, материалов печати по проблемам образования; информации о методических семинарах. Анализ методической работы, материалы протоколов заседаний методического совета, методических объединений, отчёты о проделанной работе используются для принятия управленческих решений, аналитической деятельности, подготовки публичных докладов, отчета по самообследованию ДОУ и других документов. Приложение 1 Примерная форма плана методической работы в ДОУ Тема методической работы ДОУ Тема методической работы выбирается педагогическим коллективом на педагогическом совете коллегиально с учетом изменений в законодательстве об образовании. Цели Цели должны быть реальными, достижимыми и важными для ДОУ Задачи Задачи должны быть направлены на достижение поставленной цели. Задач должно быть не много, чтобы в течение года реализовать мероприятия. Учитывайте ресурсы ДОУ.. Ставьте конкретные задачи, начинайте их формулировать словами «разработать», «составить», «построить модель...» и т.д. 1. ___________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________ Ожидаемые результаты Предусмотрите результаты методической работы по реализации поставленных задач. Каждая задача должна иметь продукт образовательной деятельности. Предположите, какой результат получится и как он реализует методическую цель. 1. 2. 3. Направления деятельности Определите основные направления методической работы по организационному, информационному, методическому сопровождению педагогических работников. 1. Организационное сопровождение: 1.1. Анализ профессиональных дефицитов педагогических работников; 1.2. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации); 1.3. Планирование работы методического совета ДОУ; 1.4. Планирование работы педагогического совета ДОУ; 1.5. Планирование работы методических объединений (проблемнотворческих групп и т.д.); 1.6 .................... 2. Информационное сопровождение: 2.1. Организация сетевого взаимодействия; 2.2. Организация публикаций передового педагогического опыта; 2.3. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов; 2.4. ... 3. Методическое сопровождение: 3.1. Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов; 3.2. Распространение передового педагогического опыта; 3.3. Сопровождение молодых педагогов; 3.4. Методическое сопровождение педагогов в процессе реализации ФГОС ДО.