Положение о наставничестве

1.

Общие положения

1.Настоящее Положение о системе наставничества в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развитии ребенка –
детский сад № 24 «Улыбка» (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы
и порядок осуществления наставничества в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад
№ 24 «Улыбка» (далее – ДОУ)
2.Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательномупроцессу ДОУ.
3.Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативной
правовой базой в сфере образования и наставничества:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25
декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели)
наставничества,
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г.
№ 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы
профессионального роста педагогических работников Российской Федерации,
включая национальную систему учительского роста» (в редакции от 20 августа
2021 г. № 2283-р);
- Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных
организациях, направленных совместным письмом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 и Профессионального
союза работников народного образования науки Российской Федерации от 21
декабря 2021 г. № 657.
- Приказом Министерства образования и науки Пермского края от
04.07.2022 № 26-01- 06-629 «Об утверждении положения о наставничестве для
педагогических работников образовательных организаций Пермского края,
осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ
среднего профессионального образования»;
- Приказом Управления образования Администрации Чайковского
городского округа от 19.10.2022г. №07-01-05-543 «Об организации работы по
внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогических
работников и обучающихся в образовательных организациях Чайковского
городского округа»;
- Положением о Муниципальной целевой модели наставничества
педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях

Чайковского городского округа, утвержденной приказом Управления образования
администрации Чайковского городского округа от 19.10.2022г. №07-01-05-543.
2.

Цель и задачи наставничества

2.1.
Система наставничества в ДОУ разработана в целях достижения
результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа»,
«Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности
профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка».
2.2. Система наставничества является обязательной для ДОУ.
2.3. Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся,
педагогических работников (далее - педагоги) и молодых специалистов детского
сада.
2.4. Задачи внедрения Системы наставничества:
2.4.1. оказывать помощь в формировании цифровой информационнокоммуникативной среды наставничества;
2.4.2. оказывать методическую помощь в реализации различных форм и
видов наставничества в ДОУ ;
2.4.3. способствовать формированию единой базы наставников и
наставляемых в детском саду;
2.4.4. выявление и распространение лучших программ и практик
наставничества;
2.4.5. содействовать
созданию
психологически
комфортной
образовательной
среды
наставничества
для
раскрытия
личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории, а также для увеличения числа
закрепившихся в профессии педагогических кадров;
2.4.6. подготовка наставляемого к самостоятельной, осознанной и
социально- продуктивной деятельности в современном мире.
3. Структура Системы наставничества в ДОУ:
3.1. нормативное обеспечение и структура управления Системы
наставничества;
3.2. механизм реализации Системы наставничества;
3.3. формы наставничества;
3.4. мотивирование и стимулирование наставнической деятельности;
3.5. мониторинг и оценка результатов внедрения наставничества.
3.Основные понятия и термины
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,

компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и совершенствования
наставляемого.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации или учреждения из
числа ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие
образовательную деятельность; учреждения культуры и спорта, дополнительного
профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Координатор (оператор) внедрения Целевой модели – специалист
Муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования г.
Чайковского»
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся
в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных
на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на
поддержку его сильных сторон.
Система наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательной
организации.
4. Нормативное обеспечение и структура управления Системы
наставничества
4.1. Процесс наставничества в ДОУ регулируется следующими
нормативными документами:
приказом образовательной организации о внедрении Системы
наставничества на уровне организации;
письменным согласием наставника на работу наставником,
приказом «Об утверждении положения о системе наставничества в
образовательной организации» (с приложениями: Положение о системе
наставничества в образовательной организации, Дорожная карта (план
мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества в
образовательной организации);

- приказом о назначении куратора по внедрению системы наставничества в

образовательной организации;
приказом о назначении наставнических пар/групп.
4.2. Структура управления Системой наставничества в ДОУ.
4.3. Управление Системой наставничества осуществляется куратором по
наставничеству в МАДОУ ЦРР – детский сад № 24 «Улыбка»;
4.4. Функции куратора при реализации Системы наставничества:
4.4.1. организует сбор данных баз наставников и наставляемых;
4.4.2. осуществляет контроль процедуры внедрения Системы наставничества
в образовательной организации;
4.4.3. контролирует ход реализации программ наставничества;
4.4.4. своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует
информацию наличии в образовательной организации педагогов и обучающихся,
которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве
наставников или наставляемых;
4.4.5. организовывает
разработку
персонализированных
программ
наставничества;
4.5.6. осуществляет мониторинг эффективности и результативности
Целевой модели наставничества, формирует итоговый аналитический отчет по
внедрению Целевой модели наставничества;
4.5.7. принимает
участие
в
наполнении
рубрики
(страницы)
«наставничество» на официальном сайте образовательной организации различной
информации (событийная, новостная, методическая, и пр.).
5. Механизм реализации Системы наставничества
5.1. Система наставничества в образовательной организации проходить в
несколько этапов:
5.1.1. Подготовительный этап;
5.1.2. Проектировочный этап;
5.1.3. Реализационный этап;
5.1.4. Рефлексивно-аналитический этап.
5.2. Подготовительный этап:
5.2.1. анализ ситуаций, которые возможно решить через внедрение
наставничества;
5.2.2. назначение приказом куратора по внедрению Целевой Системы
наставничества в образовательной организации;
5.2.3. разработка и утверждение приказом руководителя образовательной
организации нормативных документов;
5.2.4. отбор наставников и наставляемых (приложение 1,2);
5.2.5. формирование и закрепление наставнических пар/групп;
5.2.6. накомство наставников с системой наставничества (повышение
квалификации, переподготовка, стажировка);
5.3. Проектировочный этап:
5.3.1. Работа наставника и наставляемого (определение цели);

5.3.2. Самоанализ наставляемого (определение потребностей);
5.3.3. Проектирование индивидуальной образовательной программы;
5.3.4. Разработка плана мероприятий (дорожной карты).
5.4. Реализационный этап:
5.4.1. Организация и осуществление куратором наставничества в
образовательной организации на основании составленной дорожной карты;
5.4.2. Сопровождение наставником индивидуальной образовательной
программы наставляемого;
5.5. . Рефлексивно-аналитический этап:
5.5.1. Анализ эффективности реализации индивидуальной образовательной
программы наставником и наставляемым;
5.5.2. Подготовка наставником отчета о реализации программы.
6.

Формы наставничества в ДОУ

6.1. В ДОУ могут применяться разнообразные формы организации
наставничества. Формы организации наставничества выбираются в зависимости
от поставленных целей и имеющихся ресурсах в образовательной организации и
используются как в одном виде, так и в комплексе, в зависимости от
запланированных эффектов.
Дистанционное (виртуальное) наставничество – форма организации
наставничества
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий.
Наставничество в группах – форма организации наставничества, когда
один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно.
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные
результаты.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в
вопросах методики и организации учебно- воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них.
6.2. Наставляемым могут быть:
молодые специалисты;
педагоги, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания,
хронической усталости;
педагоги, находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
педагоги, желающие овладеть современными программами,
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями;
участники кадрового резерва;
участники конкурса «Учитель года» и т.д.
6.3. Наставниками могут быть:

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся – активные участники родительских советов;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих
кадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые
чувствуют потребность передать свой опыт;
ветераны педагогического труда.
6.4. Система наставничества предусматривает реализацию следующих
приоритетных форм наставничества:

«опытный педагог – молодой педагог» - традиционная форма
наставничества – взаимодействие между более опытным и начинающим
работником в течение определенного продолжительного времени.

«педагог – педагог» – «педагог-профессионал – педагог,
испытывающий профессиональные затруднения/ или педагог, вовлеченный в
различные формы поддержки и сопровождения» (пример «Учитель года»),
«педагог-новатор» - «педагог-консерватор».

«молодой педагог – педагог» - профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий

«молодой педагог – молодой педагог» предполагает взаимодействие
молодого педагога с молодым специалистом/педагогом

«работодатель – студент колледжа/вуза» речь идет о будущем
педагоге, а в данный момент – студенте колледжа, который проходит
педагогическую практику в образовательной организации и планирует в ней
остаться. В данной ситуации у работодателя появляется возможность
осуществления наставничества в отношении будущего коллеги.
-

7. Мотивирование и стимулирование наставнической деятельности.
7.1. Нематериальные способы стимулирования:
7.1.1. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций
наставников на муниципальном уровне.
7.1.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
7.1.3. Размещение материалов в специальной рубрике «Наставничество» на
сайте МАДОУ ЦРР Д/с №24 «Улыбка»;
7.1.4. Объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.
7.1.5. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в
формировании предложений, касающихся развития муниципальной системы
образования.
7.1.6. Материальное стимулирование. ДОУ определяет размеры выплат
стимулирующего характера за осуществление наставнической деятельности
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в
соответствии действующим законодательством.

8.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.

8.1.
Мониторинг процесса реализации программ наставничества
понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации
о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
8.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных
этапов:
8.2.1. оценка качества процесса реализации программы наставничества;
8.2.2.
оценка
мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
8.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников
программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой
программы.
8.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за
период наставничества: промежуточный и итоговый.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения
в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными
актами образовательной организации.

Приложение 1
Формы ведения баз наставляемых и наставников
База наставляемых
Контактные
Год
Основной
Место
Результа Ссылка на
ФИО
ФИО
Форма
Дата
Дата
Отметка о
данные для рождения
запрос
работы/уче
ты
кейс/отзыв
наставляем
наставни
наставничес
вхожден
завершен
прохожден
связи
наставляем наставляем
бы
програм наставляемо
ого
ка
тва
ия
в
ия
ии
(данные
ого
ого
наставника
мы
го,
програм
програм
программ
представите
размещенн
му
мы
ы
ля)
ые на сайте
организаци
и
1
2

База наставников
ФИО Контак Место
Желаем
Дата
ФИО
Ресурс
Интере
Основн
Важны
тные работы/у
ый
настав
времени вхожд наставляе
сы
ые
е
для
чебы
возраст
ения в
мого
ника данные
на
для
наставни компете програ настав наставля программ програ (наставля
нции
ника
ммы
связи
ка
емых
у
мму
емых)
наставн достиж
наставни
ика
ения
чества
наставн
ика

1

Форма
наставни
чества

Место
Дата
работы/у заверш Резуль
таты
чебы
ения
програ
наставля програ
ммы
емого
ммы

Ссылка
на
кейс/отз
ыв
наставн
ика,
размеще
нные на
сайте
организа
ции

Приложение 2
Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым
г. Чайковский

«___» _________________20_ г

Данное Соглашение устанавливает отношения между __________________
______________________________________________________________________
(Ф.И. О наставника)

далее Наставник, и ____________________________________________________
_____________________________________________________________________
(Ф.И. О наставляемого)

далее Наставляемый, совместно именуемые «Стороны», в связи с их участием в
реализации целевой модели наставничества на базе Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад
24 «Улыбка» (далее – образовательная организация).
1. Предмет Соглашения.
1.1.
Стороны
договорились об участии в реализации
Системы наставничества через организацию комплекса мероприятий в рамках
деятельности наставнической пары (группы).
1.2. Стороны определили следующие задачи:
1.2.1. Повышение уровня профессиональных и надпрофессиональных
компетенций наставляемого;
1.2.2. Повышение уровня социальной адаптации, наставляемого в
коллективе;
1.2.3. Трансляция личного, профессионального опыта, знаний, умений и
навыков наставника;
1.2.4. Повышение уровня мотивации к самообразованию у наставляемого;
2. Права и обязанности сторон.
2.1. Наставник обязан:
2.1.1. Разработать индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках
организации работы наставнической пары/группы;
2.1.2. Участвовать в реализации дорожной карты Системы наставничества
образовательной организации (далее – дорожная карта) в рамках компетенций;
2.1.3. Регулярно посещать образовательные события, организованные в
рамках обучения наставников;
2.1.4. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;
2.1.5. Предоставлять результаты наставнической работы по запросу
куратора;
2.1.6. Способствовать развитию информационного освещения реализации
системы наставничества в образовательной организации;
2.1.7. Внимательно и уважительно относиться к наставляемому.

2.2. Наставник имеет право:
2.2.1. Способствовать своевременному и качественному выполнению
поставленных задач наставляемым;
2.2.2. Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;
2.2.3. Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных
на развитие системы наставничества в образовательной организации;
2.2.4. Вносить предложения куратору и руководителю образовательной
организации по внесению изменений в дорожную карту;
2.2.5. Привлекать других специалистов для расширения компетенций
наставляемого.
2.3. Наставляемый обязан:
2.3.1.
Регулярно посещать встречи, образовательные события в
соответствии с индивидуальным планом;
2.3.2. Выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные
наставником;
2.4. Внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим
участникам наставнической группы.
2.5. Наставляемый имеет право:
2.5.1. Вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках
организации работы наставнической пары/группы;
2.5.2. Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на
развитие системы наставничества в образовательной организации;
2.5.3. В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом,
помощью по волнующим вопросам;
2.5.4. При невозможности установления личного контакта с наставником
выходить с ходатайством к куратору системы наставничества о замене наставника.
3. Заключительные положения.
3.1. Настоящее Соглашение заключено сторонами в форме бумажного
документа в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
3.2. Расторжение настоящего Соглашения осуществляется по соглашению
Сторон.
3.3. Расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке
осуществляется в случае систематического нарушения условий п.2 настоящего
Соглашения.
3.4. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и
действует на протяжении месяцев.
3.5. По истечению срока действия Соглашения, срок может быть продлен
по взаимномусоглашению сторон.
4.
Наставник
/____________/_______________/
(подпись)

(расшифровка)

Подписи Сторон:
Наставляемый)
/____________/_______________/
(подпись)

(расшифровка)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».