1. Общие положения 1.Настоящее Положение о системе наставничества в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развитии ребенка – детский сад № 24 «Улыбка» (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад № 24 «Улыбка» (далее – ДОУ) 2.Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательномупроцессу ДОУ. 3.Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества, обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» (в редакции от 20 августа 2021 г. № 2283-р); - Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленных совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ-1128/08 и Профессионального союза работников народного образования науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657. - Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 04.07.2022 № 26-01- 06-629 «Об утверждении положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования»; - Приказом Управления образования Администрации Чайковского городского округа от 19.10.2022г. №07-01-05-543 «Об организации работы по внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях Чайковского городского округа»; - Положением о Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях Чайковского городского округа, утвержденной приказом Управления образования администрации Чайковского городского округа от 19.10.2022г. №07-01-05-543. 2. Цель и задачи наставничества 2.1. Система наставничества в ДОУ разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка». 2.2. Система наставничества является обязательной для ДОУ. 2.3. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) и молодых специалистов детского сада. 2.4. Задачи внедрения Системы наставничества: 2.4.1. оказывать помощь в формировании цифровой информационнокоммуникативной среды наставничества; 2.4.2. оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества в ДОУ ; 2.4.3. способствовать формированию единой базы наставников и наставляемых в детском саду; 2.4.4. выявление и распространение лучших программ и практик наставничества; 2.4.5. содействовать созданию психологически комфортной образовательной среды наставничества для раскрытия личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории, а также для увеличения числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; 2.4.6. подготовка наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально- продуктивной деятельности в современном мире. 3. Структура Системы наставничества в ДОУ: 3.1. нормативное обеспечение и структура управления Системы наставничества; 3.2. механизм реализации Системы наставничества; 3.3. формы наставничества; 3.4. мотивирование и стимулирование наставнической деятельности; 3.5. мониторинг и оценка результатов внедрения наставничества. 3.Основные понятия и термины Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и совершенствования наставляемого. Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Куратор – сотрудник образовательной организации или учреждения из числа ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие образовательную деятельность; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества. Координатор (оператор) внедрения Целевой модели – специалист Муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования г. Чайковского» Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. Система наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательной организации. 4. Нормативное обеспечение и структура управления Системы наставничества 4.1. Процесс наставничества в ДОУ регулируется следующими нормативными документами: приказом образовательной организации о внедрении Системы наставничества на уровне организации; письменным согласием наставника на работу наставником, приказом «Об утверждении положения о системе наставничества в образовательной организации» (с приложениями: Положение о системе наставничества в образовательной организации, Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества в образовательной организации); - приказом о назначении куратора по внедрению системы наставничества в образовательной организации; приказом о назначении наставнических пар/групп. 4.2. Структура управления Системой наставничества в ДОУ. 4.3. Управление Системой наставничества осуществляется куратором по наставничеству в МАДОУ ЦРР – детский сад № 24 «Улыбка»; 4.4. Функции куратора при реализации Системы наставничества: 4.4.1. организует сбор данных баз наставников и наставляемых; 4.4.2. осуществляет контроль процедуры внедрения Системы наставничества в образовательной организации; 4.4.3. контролирует ход реализации программ наставничества; 4.4.4. своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию наличии в образовательной организации педагогов и обучающихся, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставников или наставляемых; 4.4.5. организовывает разработку персонализированных программ наставничества; 4.5.6. осуществляет мониторинг эффективности и результативности Целевой модели наставничества, формирует итоговый аналитический отчет по внедрению Целевой модели наставничества; 4.5.7. принимает участие в наполнении рубрики (страницы) «наставничество» на официальном сайте образовательной организации различной информации (событийная, новостная, методическая, и пр.). 5. Механизм реализации Системы наставничества 5.1. Система наставничества в образовательной организации проходить в несколько этапов: 5.1.1. Подготовительный этап; 5.1.2. Проектировочный этап; 5.1.3. Реализационный этап; 5.1.4. Рефлексивно-аналитический этап. 5.2. Подготовительный этап: 5.2.1. анализ ситуаций, которые возможно решить через внедрение наставничества; 5.2.2. назначение приказом куратора по внедрению Целевой Системы наставничества в образовательной организации; 5.2.3. разработка и утверждение приказом руководителя образовательной организации нормативных документов; 5.2.4. отбор наставников и наставляемых (приложение 1,2); 5.2.5. формирование и закрепление наставнических пар/групп; 5.2.6. накомство наставников с системой наставничества (повышение квалификации, переподготовка, стажировка); 5.3. Проектировочный этап: 5.3.1. Работа наставника и наставляемого (определение цели); 5.3.2. Самоанализ наставляемого (определение потребностей); 5.3.3. Проектирование индивидуальной образовательной программы; 5.3.4. Разработка плана мероприятий (дорожной карты). 5.4. Реализационный этап: 5.4.1. Организация и осуществление куратором наставничества в образовательной организации на основании составленной дорожной карты; 5.4.2. Сопровождение наставником индивидуальной образовательной программы наставляемого; 5.5. . Рефлексивно-аналитический этап: 5.5.1. Анализ эффективности реализации индивидуальной образовательной программы наставником и наставляемым; 5.5.2. Подготовка наставником отчета о реализации программы. 6. Формы наставничества в ДОУ 6.1. В ДОУ могут применяться разнообразные формы организации наставничества. Формы организации наставничества выбираются в зависимости от поставленных целей и имеющихся ресурсах в образовательной организации и используются как в одном виде, так и в комплексе, в зависимости от запланированных эффектов. Дистанционное (виртуальное) наставничество – форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий. Наставничество в группах – форма организации наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно. Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно- воспитательного процесса. Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. 6.2. Наставляемым могут быть: молодые специалисты; педагоги, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; педагоги, находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; педагоги, желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями; участники кадрового резерва; участники конкурса «Учитель года» и т.д. 6.3. Наставниками могут быть: педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся – активные участники родительских советов; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 6.4. Система наставничества предусматривает реализацию следующих приоритетных форм наставничества: «опытный педагог – молодой педагог» - традиционная форма наставничества – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. «педагог – педагог» – «педагог-профессионал – педагог, испытывающий профессиональные затруднения/ или педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения» (пример «Учитель года»), «педагог-новатор» - «педагог-консерватор». «молодой педагог – педагог» - профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий «молодой педагог – молодой педагог» предполагает взаимодействие молодого педагога с молодым специалистом/педагогом «работодатель – студент колледжа/вуза» речь идет о будущем педагоге, а в данный момент – студенте колледжа, который проходит педагогическую практику в образовательной организации и планирует в ней остаться. В данной ситуации у работодателя появляется возможность осуществления наставничества в отношении будущего коллеги. - 7. Мотивирование и стимулирование наставнической деятельности. 7.1. Нематериальные способы стимулирования: 7.1.1. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на муниципальном уровне. 7.1.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 7.1.3. Размещение материалов в специальной рубрике «Наставничество» на сайте МАДОУ ЦРР Д/с №24 «Улыбка»; 7.1.4. Объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др. 7.1.5. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития муниципальной системы образования. 7.1.6. Материальное стимулирование. ДОУ определяет размеры выплат стимулирующего характера за осуществление наставнической деятельности коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии действующим законодательством. 8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 8.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 8.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 8.2.1. оценка качества процесса реализации программы наставничества; 8.2.2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 8.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы. 8.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем образовательной организации и действует бессрочно. 9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации. Приложение 1 Формы ведения баз наставляемых и наставников База наставляемых Контактные Год Основной Место Результа Ссылка на ФИО ФИО Форма Дата Дата Отметка о данные для рождения запрос работы/уче ты кейс/отзыв наставляем наставни наставничес вхожден завершен прохожден связи наставляем наставляем бы програм наставляемо ого ка тва ия в ия ии (данные ого ого наставника мы го, програм програм программ представите размещенн му мы ы ля) ые на сайте организаци и 1 2 База наставников ФИО Контак Место Желаем Дата ФИО Ресурс Интере Основн Важны тные работы/у ый настав времени вхожд наставляе сы ые е для чебы возраст ения в мого ника данные на для наставни компете програ настав наставля программ програ (наставля нции ника ммы связи ка емых у мму емых) наставн достиж наставни ика ения чества наставн ика 1 Форма наставни чества Место Дата работы/у заверш Резуль таты чебы ения програ наставля програ ммы емого ммы Ссылка на кейс/отз ыв наставн ика, размеще нные на сайте организа ции Приложение 2 Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым г. Чайковский «___» _________________20_ г Данное Соглашение устанавливает отношения между __________________ ______________________________________________________________________ (Ф.И. О наставника) далее Наставник, и ____________________________________________________ _____________________________________________________________________ (Ф.И. О наставляемого) далее Наставляемый, совместно именуемые «Стороны», в связи с их участием в реализации целевой модели наставничества на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад 24 «Улыбка» (далее – образовательная организация). 1. Предмет Соглашения. 1.1. Стороны договорились об участии в реализации Системы наставничества через организацию комплекса мероприятий в рамках деятельности наставнической пары (группы). 1.2. Стороны определили следующие задачи: 1.2.1. Повышение уровня профессиональных и надпрофессиональных компетенций наставляемого; 1.2.2. Повышение уровня социальной адаптации, наставляемого в коллективе; 1.2.3. Трансляция личного, профессионального опыта, знаний, умений и навыков наставника; 1.2.4. Повышение уровня мотивации к самообразованию у наставляемого; 2. Права и обязанности сторон. 2.1. Наставник обязан: 2.1.1. Разработать индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы; 2.1.2. Участвовать в реализации дорожной карты Системы наставничества образовательной организации (далее – дорожная карта) в рамках компетенций; 2.1.3. Регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников; 2.1.4. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому; 2.1.5. Предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора; 2.1.6. Способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации; 2.1.7. Внимательно и уважительно относиться к наставляемому. 2.2. Наставник имеет право: 2.2.1. Способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым; 2.2.2. Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым; 2.2.3. Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации; 2.2.4. Вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по внесению изменений в дорожную карту; 2.2.5. Привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого. 2.3. Наставляемый обязан: 2.3.1. Регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом; 2.3.2. Выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником; 2.4. Внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы. 2.5. Наставляемый имеет право: 2.5.1. Вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы; 2.5.2. Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации; 2.5.3. В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам; 2.5.4. При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к куратору системы наставничества о замене наставника. 3. Заключительные положения. 3.1. Настоящее Соглашение заключено сторонами в форме бумажного документа в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон. 3.2. Расторжение настоящего Соглашения осуществляется по соглашению Сторон. 3.3. Расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке осуществляется в случае систематического нарушения условий п.2 настоящего Соглашения. 3.4. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует на протяжении месяцев. 3.5. По истечению срока действия Соглашения, срок может быть продлен по взаимномусоглашению сторон. 4. Наставник /____________/_______________/ (подпись) (расшифровка) Подписи Сторон: Наставляемый) /____________/_______________/ (подпись) (расшифровка)